- Главная
- Рекомендованные маршруты
- Старая Смоленская дорога
- Усадьба Алексино – имение Барышниковых
Усадьба Алексино – имение Барышниковых
Строительство усадьбы началось в конце XVIII в. с подачи владельца И.И. Барышникова. Первоначально здесь планировались только хозяйственные постройки и парк, схему которого в 1782 г. составил М. Казаков. В 1790 г. в Алексине возведены здание бумажной фабрики и целый комплекс амбаров, складов и контор. Интереснейшей постройкой стала «Андреевская крепость» – конный двор, выполненный в виде крепости. В 1792 г. закончена церковь Михаила Архангела. Строительство велось при непосредственном наблюдении крепостного архитектора В. Жданова, ученика М. Казакова. Сооружение главного дома началось в 1818 г. архитектором Д. Жилярди. По его же проекту был разбит новый парк с каскадом прудов, возведены флигеля и музыкальный павильон. На этом обустройство усадьбы в основном закончилось. Самой последней постройкой была церковь Андрея Стратилата.
После Октябрьской революции 1917 г. жизнь в Алексине сильно изменилась, Барышниковы пытались сохранить уникальные коллекции и архивные материалы. В 1919 г. в Москву были вывезены полотна Ротари, Левицкого, Тропинина, Брюллова. Затем, в 1920-е гг., сестры Барышниковы передали в Москву ещё более 20 картин русских и западноевропейских художников.
В 1927 г. ценнейший архив семьи Барышниковых поступил в Смоленский областной архив.
В 1920 г. здесь был открыт музей усадебного быта, некоторое время директором музея был М. Пришвин. По алексинским впечатлениям им была написана повесть «Мирская чаша». Тут же, в усадьбе, разместился конный завод № 16 им. Будённого. Во время Великой Отечественной войны усадьба сильно пострадала, продолжает разрушаться и сейчас. Большинство построек используется местными жителями.
В н.в. сохранились – дворец, служебные корпуса (один разрушен), два жилых флигеля, комплекс церквей Михаила Архангела и Андрея Стратилата, конюшни (полуразрушены), музыкальный павильон, избы, Андреевская крепость, склады и амбар, несколько парков и пруды.