Объект

Мемориал «Соловьёва переправа»

Старая Смоленская дорога – Мемориал «Соловьёва переправа»
Мемориал «Соловьёва переправа» - фото - 5
Мемориал «Соловьёва переправа»

 

В 50 км. к востоку от Смоленска Старая Смоленская дорога пересекает р. Днепр, на правом берегу которого стоит д. Соловьёво. Здесь находится знаменитая Соловьёва переправа, ставшая местом ожесточённых боёв в июле-августе 1941 г. Соловьёва переправа – одна из пяти переправ на р. Днепр, через которые поддерживали коммуникации с тылом, а затем выходили из окружения 16-я и 20-я армии во время Смоленского сражения 1941 г. По разным данным на Соловьевой переправе погибло от 50000 до 100000 советских солдат и офицеров.

В 1998 г. был открыт памятник героическим защитникам Соловьевой переправы с мемориальным огнём. Еще ранее, в 1964 г. открыт памятник батарее реактивных миномёнов капитана И.А. Флёрова БМ-13 «Катюша».

В 2002 г. рядом с памятником героическим защитникам Соловьевой переправы был заложен храм иконы Божией Матери Взыскание Погибших. Чин освящения совершил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Небольшой красивый храм является свидетельством того, что для отдавших свою жизнь за Россию нет более достойной памяти, чем память молитвенная. Соловьева переправа стала символом доблести, самоотверженности и непревзойденного мужества русских воинов. Рядом с храмом ежегодно проходят перезахоронения останков погибших у переправы советских воинов, обнаруженные поисковыми отрядами.В 2010 г. был установлен памятный камень в честь генерала Александра Ильича Лизюкова, руководившего обороной Соловьёвой переправы в июле-августе 1941 г.

Бои у Соловьёвой переправы. Справка

С середины июля 1941 г. переправа была единственным местом, через которое велось материально-техническое обеспечение войск Западного фронта в районе Смоленска из-за высадки 17 июля немецкого десанта в г. Ярцево. Здесь шли бои за владение переправой. Авиация Германии беспрерывно господствовала в воздухе. Постоянно наносились бомбовые удары по переправе.
Оборону переправы осуществлял специальный сводный отряд полковника Лизюкова А.И. с 15 танками, созданный из остатков 5-го механизированного корпуса. Целью отряда также было: обеспечение подвоза всего необходимого сражающимся под Смоленском и, при необходимости, обеспечение путей их отхода, переправа раненых и больных.

Сама переправа представляла собой наведённые сапёрами понтонные мосты, имелся недостроенный мост на Старой Смоленской дороге. У Днепра было скопление техники, людей – все стремились быстрее переправиться через реку. Гитлеровская авиации без конца совершала налёты. Ежедневно шли наземные бои за переправу. 27 июля немцам удалось её захватить. Однако вскоре бойцы «группы генерала Рокоссовского» отбили переправу обратно. К.К. Рокоссовский писал о А.И. Лизюкове: «Был момент, когда немцы перехватили горловину мешка в районе переправ через Днепр. Но это продолжалось всего несколько часов. Подразделения Лизюкова отбросили и уничтожили весь вражеский отряд».

29 июля 1941 г. войска 16-й и 20-й армий получили приказ прекратить оборону Смоленска и отойти на восточный берег Днепра у д. Соловьёво. 3 августа началась эта трудная переправа. Понтоны, по которым проходили люди и техника, постоянно обстреливались артиллерией и авиацией, и к середине дня все мосты были уничтожены. Их восстановили только на следующий день под покровом тумана, 4 августа. Перебравшись на восточный берег, армии Лукина М.Ф. и Курочкина П.А.заняли оборону и удерживали позиции до октября.

Значение этой переправы подчёркивает начальник штаба 4-й армии генерал Гюнтер Блюментритт в своих воспоминаниях «Роковые решения»: «…Самым значительным из них было сражение в районе Смоленска, где была окружена большая группировка русских. Две полевые армии… удерживали три стороны котла, в то время как наши танки блокировали выход из него близ Ярцева. И снова эта операция не увенчалась успехом. Ночью русские войска вырвались из кольца окружения и ушли на восток…».

В боях на переправе войскам помогала экспериментальная артиллерийская батарея из семи БМ-13 («Катюш») под командованием капитана И.А. Флёрова.

По разным данным на Соловьёвской переправе погибло от 50000 до 100000 советских солдат и офицеров.
За мужество и героизм, проявленные в боях у Соловьёвой переправы, полковнику Александру Ильичу Лизюкову было присвоено звание Героя Советского Союза.

- Туристско-рекреационные центры
- Туристкие объекты
- Туристские объекты на маршруте
 
ФИО *
E-mail *
Город
Ваше мнение *
Галерея

© АНО  «Смоленский научно-образовательный центр», 2011 - 2024